Несмотря на технологический бум и активный рост таких площадок, как Coursera или EdX, многие российские вузы продолжают сохранять скептическое отношение к бакалавриату и магистратуре в онлайн-формате. А вот за рубежом их площадки-коллеги активно продвигают идею обучения из любой точки земного шара. Там даже существуют рейтинги дистанционных программ высшего образования (к примеру, рэнкинги американских вузов и направлений подготовки издания US News).
Тем не менее основатель Coursera Дафна Коллер уверена, что через пять лет высшее образование в дистанционном формате станет нормой для подавляющего количества высших учебных заведений. Об этом она заявила на образовательной конференции в Лондоне, состоявшейся в июле этого года. По мнению Коллер, подобный шаг со стороны университетов станет новым этапом развития онлайн-обучения, тем более, что сейчас для этого есть все предпосылки. Если говорить о средствах контроля за «заочниками», то веб-камеры, которые следят за студентами на экзамене, на удивление сложно обмануть, считает эксперт.
«Существующее восприятие онлайн-обучения со стороны ведущих вузов — это барьер, который нужно ломать. Неправильно полагать, что дистанционное образование — анонимное, и сравнивать его с традиционным процессом обучения, где якобы есть индивидуальный подход. Когда студенты слушают лекцию в зале, рассчитанном на 300 человек, они не получают личного общения» основатель Coursera Дафна Коллер
Удаленное обучение в вузах за рубежом
На данный момент в дистанционном формате в основном обучаются магистранты; если говорить о странах, то это преимущественно англоговорящие государства (Великобритания и США, реже — Канада, еще реже — Франция). Самые популярные направления подготовки, которые реализуются удаленно, — менеджмент, экономика и маркетинг. Что касается условий получения степени онлайн, то в разных вузах — разные порядки. Так, в некоторых университетах нужно приезжать раз в год или семестр, в других образовательный процесс полностью удаленный.
Лондонская школа экономики и политических наук (London School of Business & Finance, Великобритания)
Один из самых престижных вузов мира в области экономики и политических наук (где, кстати, с сентября будет преподавать Анджелина Джоли) предлагает магистерские программы по направлениям «Финансы», «Стратегический маркетинг» и «Global MBA», для поступления на которые необязательно иметь соответствующий опыт работы. Стоимость обучения при этом — от £7 500 до £8 500, что в разы дешевле, чем полноценное очное образование в авторитетном университете (для сравнения, очная программа «Финансы» обойдется в £20 988, плюс расходы на питание и проживание).
Открытый университет (The Open University, Великобритания)
Один из крупнейших британских университетов, основан в 1969 году. Большинство программ обучения вуза — дистанционные, и учиться на них можно из любой точки земного шара, стоимость бакалавриата — £11 144, магистратуры — от £7 647 до £20 347. Единственный момент — экзамены придется сдавать в очном формате. Сертифицированные центры учебного заведения расположены в Великобритании, Ирландии и в большинстве крупных государств континентальной Европы. Студентам из стран, где их нет, предлагается пройти тестирование в местных вузах или в офисах «Британского совета».
The University of Liverpool (Великобритания)
Вуз, открыто заявляющий о том, что он открыт для студентов со всего мира, желающих учиться удаленно и без отрыва от работы. В основном в университете реализуются специальности магистратуры, а направлений подготовки — шесть: «Менеджмент», «Информационные технологии», «Юриспруденция», «Здоровье», «Психология» и «Образование». Кроме того, в этом учебном заведении присваиваются такие редкие для онлайн-образования степени, как MBA («Магистр в области делового администрирования»), DBA («Доктор в области делового администрирования») и EdD («Доктор в области педагогики»). Стоимость обучения — от 21 500 до 69 000 евро.
IESA (Франция)
В 2015 году во Франции при поддержке университета IESA и стартапа OpenClassroom открыли инновационный онлайн-бакалавриат. Его отличительная особенность — необычный формат. Обучение длится около года и полностью состоит из онлайн-курсов на французском языке, также предусмотрены видеочаты с кураторами. Можно выбрать одно из трех направлений — «Инженерия», «Дизайн» и «Digital-маркетинг». Выпускники получают диплом университета, который признается во Франции. Стоимость дистанционных занятий — 300 евро в месяц, В будущем планируется открытие других онлайн-программ.
Онлайн-программы высшего образования в России
В России не так много вариантов удаленного обучения по программам высшего образования, как за рубежом, и в основном оно реализуется частично удаленно — в большинстве случаев потребуется приезжать в университет на защиту диплома и государственные экзамены. Это из-за того, что согласно федеральному закону об образовании, в России существуют три формы образования — очная, очно-заочная и заочная. А в соответствии с приказом Минобрнауки дистанционное образование считается не формой, а технологией организации учебного процесса, которая может использоваться на всех отделениях. Как правило, под «дистанционным» бакалавриатом или магистратурой подразумевается та же «заочка», но с использованием компьютерных технологий. Среди отличий онлайн-обучения от привычного формата — онлайн-доступ к учебным материалам, отсутствие необходимости приезжать в университет на установочную сессию (с вводными лекциями и очными консультациями профессоров) общение с преподавателями и одногруппниками с помощью современных интерактивных средств.
МФТИ
Первая в России онлайн-магистратура открылась в 2016 году в «Физтехе». Пока в этом формате доступна только одна программа — «Современная комбинаторика», — но если эксперимент окажется успешным, дистанционными сделают и другие программы вуза. Стоимость обучения — 250 000 руб. в год, предусмотрено 10 бюджетных мест. Кроме удаленных лекций, многие из которых были записаны специально для этой магистратуры, в программе также есть регулярные синхронные консультации с преподавателями. Помимо обязательных курсов можно выбрать дополнительные дисциплины и сформировать индивидуальную образовательную траекторию.
Академия методов и техники управления Университета ИТМО
В одном из самых прогрессивных российских вузов реализуются три специальности магистратуры — «Компьютерная графика и web-дизайн», «Web-технологии» и «Управление человеческими ресурсами». Стоимость обучения по первым двум программам — 110 000 руб. в год, по последней — 149 000 руб. в год. Есть возможность сдать вступительные испытания удаленно. Во время учебы можно общаться с сокурсниками и преподавателями в формате вебинаров и форумов, а чтобы сдать сессию, не нужно приезжать в Санкт-Петербург, так как экзамены по дисциплинам проводятся в режиме онлайн.
Факультет дистанционного обучения РЭУ им. Г. В. Плеханова
Реорганизованный МЭСИ, с прошлого года присоединенный к РЭУ им. Плеханова, одним из первых начал вводить программы высшего образования в онлайн-формате. В данный момент на факультете дистанционного обучения одного из ведущих экономических вузов России можно получать образование с применением компьютера как очно-заочно (с занятиями два раза в неделю), так и заочно. Первая форма обучения обойдется в 110 000 руб. в год, вторая — в 105 000 руб. в год. Среди направлений подготовки — «Графический дизайн», «Менеджмент», «Экономика», «Юриспруденция».
«За рубежом высшее образование не всегда воспринимается как обязательное. Потому до уровня бакалавра есть еще несколько этапов, дающих право работать по профессии. Например, Diploma (после года учебы) и Associate degree (после двух лет). А в некоторых странах (к примеру, в Швейцарии и США) определенный трудовой стаж могут приравнять к вузовскому бакалавриату. Это подразумевает, что специалист получил определенные знания и навыки и может претендовать на те позиции, где необходимо иметь диплом университета. И даже если вы учились полностью в онлайн-формате, в дипломе или сертификате (чаще всего) не будет пометки об этом. Университеты делают упор на то, что вне зависимости от формата обучения все студенты выполняют определенный объем работ с одинаковыми требованиями к ее качеству.
Онлайн-обучение становится все более общепризнанным, а понятие «типичный онлайн-студент» — все более размытым
Конечно, дистанционный опыт получения знаний отличается от той формы обучения, когда ты физически находишься в вузе. И вовсе не потому, что одно хуже или лучше другого. Да, онлайн-образование никогда не заменит полноценной студенческой жизни, чувства принадлежности к университету и тесного общения с сокурсниками и преподавателями, но все зависит от того, какие студент преследует цели. К слову, если говорить о портрете учащегося онлайн-программ, то данные исследований доказывают, что онлайн-обучение становится все более общепризнанным, а понятие „типичный онлайн-студент“ — все более размытым. Согласно порталу BestColleges, в 2015 году молодые люди в возрасте 18-24 лет составляли 34% студентов бакалаврских программ онлайн-формата, тогда как в 2012 году их было не более 25%.
Другая проблема, связанная с онлайн-обучением, на которую обращают внимание и сами абитуриенты, и работодатели, — качество полученного образования. На мой взгляд, университеты движутся в сторону его повышения, ведь любой нормальный вуз заинтересован в том, чтобы его выпускники демонстрировали высокий уровень знаний и таким образом поддерживали бренд учебного заведения. Так, по данным Online Learning Consortium, сегодня более 70% руководителей учебных заведений считают, что развитие онлайн-обучения является для них одной из главных и приоритетных стратегических задач.
Но вместе с тем у подобной формы обучения есть огромное преимущество. Она позволяет получить прикладные навыки, никуда не выезжая. Многие университеты прекрасно это понимают и поэтому стараются создать условия как для получения очного, так и высшего образования в удаленном формате, которое постепенно становится не альтернативой традиционному обучению, а одним из его видов. На данный момент за рубежом существуют такие его формы, как очное, гибридное (так называемое blended learning), полностью дистанционное образование».
Иконка: Head, created by hunotika for the Noun Project
Обсуждение материала
Оставить комментарий